Счетчики

 

Поиск:
 

 

Партнёры

 
Перечень терминов ВТО - Соглашение по правилам происхождения (ВТО, Уругвайский раунд многосторонних торговых переговоров)

Марракеш, 15 апреля 1994 г.

Члены,

отмечая, что 20 сентября 1986 г. министры договорились о том, что Уругвайский раунд многосторонних торговых переговоров должен быть направлен на "обеспечение дальнейшей либерализации и расширения мировой торговли", "усиление роли ГАТТ" и повышение способности системы ГАТТ адаптироваться к меняющимся международным экономическим условиям";

желая способствовать осуществлению целей ГАТТ 1994 г.;

признавая, что ясные и предсказуемые правила происхождения и их применение облегчают развитие международной торговли;

желая обеспечить положение, при котором правила происхождения сами по себе не создают ненужных препятствий в торговле;

желая обеспечить положение, при котором правила происхождения не аннулируют или сокращают права членов по ГАТТ 1994 г.;

признавая желательность обеспечения ясности законов, нормативных актов и практики, касающихся правил происхождения;

желая обеспечить положение, при котором правила происхождения разрабатываются и применяются беспристрастно, ясно, предсказуемо, последовательно и нейтрально;

признавая существование механизмов консультаций и процедур для быстрого, эффективного и справедливого разрешения споров, возникающих в рамках настоящего Соглашения;

желая гармонизировать и уточнить правила происхождения;

настоящим договариваются о нижеследующем:

ЧАСТЬ I. ОПРЕДЕЛЕНИЯ И СФЕРА ПРИМЕНЕНИЯ

Статья 1. Правила происхождения

1. Для целей частей I-IV настоящего Соглашения под правилами происхождения понимается совокупность законов, нормативных актов и решений административных органов общего применения, используемых любым членом для определения происхождения товаров, при условии, что такие правила происхождения не связаны с договорными или автономными торговыми режимами, которые влекут за собой предоставление тарифных преференций, выходящих за пределы применения пункта 1 статьи I ГАТТ 1994 г.

2. Правила происхождения, упомянутые в пункте 1, включают все правила происхождения, используемые при применении непреференциальных инструментов торговой политики, таких как режим наибольшего благоприятствования согласно статьям I, II, III, XI и XIII ГАТТ 1994 г.; антидемпинговые и компенсационные пошлины согласно статье VI ГАТТ 1994 г.; защитные меры согласно статье XIX ГАТТ 1994 г.; требования к маркировке происхождения согласно статье IX ГАТТ 1994 г.; и любые дискриминационные количественные ограничения или тарифные квоты.

Они также включают правила происхождения, используемые для правительственных закупок и торговой статистики*(1).

ЧАСТЬ II. НОРМЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПРАВИЛ ПРОИСХОЖДЕНИЯ

Статья 2. Нормы в течение переходного периода

До завершения рабочей программы по гармонизации правил происхождения, изложенной в части IV, члены обеспечивают выполнение следующих требований:

(a) при вынесении административных решений общего применения требования, подлежащие выполнению, должны быть четко сформулированы. В частности:

(I) в случаях, когда применяется критерий изменения тарифной классификации, такое правило происхождения и любое исключение из этого правила должны четко указывать подразделы или разделы тарифной номенклатуры, на которые ссылается данное правило:

(II) в случаях, когда применяется критерий адвалорного процента, в правилах происхождения должен также указываться метод для расчета этого процента;

(III) в случаях, когда предписан критерий на основе операции по производству или частичной переработке, должна быть точно указана операция, которая определяет происхождение данного товара;

 (b) независимо от мер или инструмента торговой политики, с которыми связаны их правила происхождения, они не должны прямо или косвенно использоваться как инструменты для достижения целей в области торговли;

(c) правила происхождения сами по себе не должны оказывать ограничительного искажающего или дезорганизующего воздействия на международную торговлю. Они не должны выдвигать неоправданно строгие требования или требовать выполнения какого-либо условия, не связанного с производством или переработкой, как предварительного для определения страны происхождения. Однако расходы, не связанные непосредственно с производством или переработкой, могут быть включены в целях применения критерия адвалорного процента в соответствии с подпунктом (a);

(d) правила происхождения, которые они применяют при импорте и экспорте, не должны быть более строгими, чем правила происхождения, применяемые для определения того, произведен ли товар в данной стране или нет, и не должны приводить к дискриминации между другими членами, независимо от национальной принадлежности производителей данного товара*(2);

(e) их правила происхождения применяются последовательно, единообразно, беспристрастно и обоснованно.

Статья 3. Нормы после переходного периода

Учитывая цель всех членов создать в результате выполнения рабочей программы по гармонизации, изложенной в части IV, гармонизированные правила происхождения, они должны обеспечить следующее:

(a) они применяют правила происхождения одинаково для всех целей, как определено в статье 1;

(b) в соответствии с их правилами происхождения, страной, которая должна быть определена как страна происхождения конкретного товара, является либо страна, где товар получен полностью, либо, если в производстве данного товара участвует более чем одна страна, страна, в которой была осуществлена последняя значительная переработка;

(c) правила происхождения, которые они применяют при импорте и экспорте, не должны быть более строгими, чем правила происхождения, которые они применяют для определения того, произведен ли товар в данной стране или нет, и не должны приводить к дискриминации между другими членами, независимо от национальной принадлежности производителей данного товара;

(d) правила происхождения применяются последовательно, единообразно, беспристрастно и обоснованно;

(e) их законы, инструкции, акты, судебные решения и административные правила общего применения, касающиеся правил происхождения, публикуются как если бы они подпадали под положения пункта 1 статьи X ГАТТ 1994 г. и в соответствии с ними;

(f) по запросу экспортера, импортера или любого лица, имеющего основательные мотивы, оценка происхождения товара сообщается в возможно короткие сроки, но не позднее 150 дней после запроса о такой оценке, при условии, что все необходимые сведения о товаре были сообщены. Запросы об оценках принимаются до начала торговли данным товаром и в дальнейшем могут приниматься в любой момент. Такие оценки должны оставаться в силе в течение трех лет, если факты и условия, включая правила происхождения, на основе которых они были сделаны, остаются сравнимыми. При условии предоставления заинтересованным сторонам, такие оценки не будут больше действительны, если в ходе рассмотрения, предусмотренного подпунктом (h), принимается решение, противоречащее этой оценке. Такие оценки должны быть общедоступны при условии соблюдения положений подпункта (i);

(g) при внесении изменений в свои правила происхождения или введении новых правил происхождения, эти изменения не должны иметь обратной силы, как это определено в их законах и нормативных актах и без ущерба для них;

(h) любое административное действие, которое они предпринимают в отношении определения происхождения, может быть в самые короткие сроки обжаловано судебными, арбитражными или административными органами или в соответствии с процедурами, независимыми от органов власти, которые вынесли определение, что может повлечь за собой изменение или отмену этого определения;

(i) вся информация конфиденциального характера или предоставленная конфиденциально в целях применения правил происхождения рассматривается соответствующими органами власти как строго конфиденциальная, при этом они не должны ее раскрывать без специального разрешения лица или правительства, предоставившего такую информацию, кроме как в той мере, в которой ее раскрытие может потребоваться в рамках судебной процедуры.

ЧАСТЬ III. ДОГОВОРЕННОСТИ О ПРОЦЕДУРАХ УВЕДОМЛЕНИЯ, РАССМОТРЕНИЯ, КОНСУЛЬТАЦИЙ И УРЕГУЛИРОВАНИЯ СПОРОВ

Статья 4. Органы

1. Настоящим учреждается Комитет по правилам происхождения (далее в настоящем Соглашении "Комитет"), состоящий из представителей каждого из членов ВТО. Комитет избирает председателя и собирается по мере необходимости, но не реже одного раза в год, с тем чтобы предоставить членам возможность проводить консультации по вопросам, касающимся функционирования частей I, II, III, и IV или осуществления целей, определенных в этих частях, а также для выполнения других функций, которые ему могут быть поручены в соответствии с настоящим Соглашением или Советом по торговле товарами. По мере необходимости Комитет запрашивает информацию и рекомендации у Технического комитета, упомянутого в пункте 2, по вопросам, связанным с настоящим Соглашением. Комитет может также направить Техническому комитету запросы о выполнении других заданий, которые он сочтет необходимыми для осуществления упомянутых целей настоящего Соглашения. Секретариат ВТО будет выполнять функции секретариата Комитета.

2. Должен быть учрежден Технический комитет по правилам происхождения (далее в настоящем Соглашении - "Технический комитет") под эгидой Совета по таможенному сотрудничеству (СТС), как это указано в Приложении I. Технический комитет должен выполнять техническую работу, предусмотренную в части IV и предписанную Приложением I. По мере необходимости Технический комитет запрашивает информацию и рекомендации у Комитета по вопросам, относящимся к настоящему Соглашению. Технический комитет может также попросить Комитет выполнить другие виды работы, которые он сочтет необходимыми для осуществления целей, указанных в настоящем Соглашении. Секретариат СТС выполняет функции секретариата Технического комитета.

Статья 5. Информация и процедуры по изменению и введению новых правил происхождения

1. Каждый член в течение 90 дней после даты вступления для него в силу Соглашения по ВТО сообщает Секретариату свои правила происхождения, судебные решения и административные правила общего применения, относящиеся к правилам происхождения, которые действуют на эту дату. Если по недосмотру какое-либо правило происхождения не было сообщено, то соответствующий член должен сообщить о нем немедленно, как только этот факт станет известен. Списки полученной информации, с которой можно ознакомиться в Секретариате, должны быть направлены Секретариатом всем странам-членам.

2. В течение периода, упомянутого в статье 2, члены, которые внесут изменения в свои правила происхождения, кроме минимальных, или введут новые правила происхождения, которые, для целей данной статьи, будут включать любое правило происхождения, указанное в пункте 1 и не сообщенное Секретариату, должны опубликовать извещение об этом по меньшей мере за 60 дней до вступления в силу измененного или нового правила таким образом, чтобы заинтересованным сторонам стало известно об их намерении изменить какое-либо правило происхождения или ввести новое правило происхождения, если только для какого-либо члена не возникнут или не угрожают возникнуть исключительные обстоятельства. В подобных исключительных обстоятельствах данный член как можно быстрее должен опубликовать измененное или новое правило.

Статья 6. Рассмотрение

1. Комитет ежегодно рассматривает применение и функционирование частей II и III настоящего Соглашения, принимая во внимание его цели. Комитет ежегодно информирует Совет по торговле товарами о фактах, происшедших за рассматриваемый период.

2. Комитет рассматривает положения частей I, II и III и предлагает необходимые изменения для отражения результатов реализации рабочей программы по гармонизации.

3. В сотрудничестве с Техническим комитетом Комитет создает механизм, позволяющий рассматривать и предлагать поправки к результатам рабочей программы по гармонизации с учетом целей и принципов, изложенных в статье 9. В частности, в тех случаях, когда правила должны стать более практическими или более современными, чтобы учесть новые способы производства, возникшие в результате технического прогресса.

Статья 7. Консультации

Положения статьи XXII ГАТТ 1994 г., в том виде, как они разработаны и применяются Договоренностью о разрешении споров, применяются к настоящему Соглашению.

Статья 8. Урегулирование споров

Положения статьи XXIII ГАТТ 1994 г., в том виде, как они разработаны и применяются Договоренностью о разрешении споров, применяются к настоящему Соглашению.

ЧАСТЬ IV. ГАРМОНИЗАЦИЯ ПРАВИЛ ПРОИСХОЖДЕНИЯ

Статья 9. Цели и принципы

1. В целях гармонизации правил происхождения и, среди прочего, повышения надежности в ведении мировой торговли, Конференция министров совместно с СТС осуществляет изложенную ниже рабочую программу на основе следующих принципов:

(a) правила происхождения должны применяться одинаково для всех целей, изложенных в статье 1;

(b) правила происхождения должны предусматривать, что страной, которая подлежит определению как страна происхождения конкретного товара, является либо страна, где товар получен полностью, либо, если в производстве данного товара участвуют несколько стран, страна, в которой была осуществлена последняя значительная переработка;

(c) правила происхождения должны быть объективными, понятными и предсказуемыми;

(d) независимо от меры или инструмента, с которым могут быть связаны правила происхождения, они не должны прямо или косвенно использоваться как инструменты для достижения целей в области торговли. Они не должны сами по себе оказывать ограничительного, искажающего или дезорганизующего воздействия на международную торговлю. Они не должны налагать неоправданно строгие требования или требовать выполнения какого-либо условия, не связанного с производством или переработкой, как предварительного для определения страны происхождения. Однако расходы, не связанные непосредственно с производством или переработкой, могут быть включены в целях применения критерия адвалорного процента;

(e) правила происхождения должны быть применимы последовательно, единообразно, беспристрастно и обоснованно;

(f) правила происхождения должны быть логически последовательными;

(g) правила происхождения должны быть основаны на позитивном критерии. Негативные критерии могут использоваться для пояснения позитивного критерия.

Рабочая программа

2. (a) Рабочая программа начинает осуществляться по возможности сразу же после вступления в силу Соглашения по ВТО и должна быть завершена в течение трех лет.

(b) Комитет и Технический комитет, упомянутые в статье 4, являются соответствующими органами по проведению этой работы.

(c) В целях содействия всестороннему участию СТС в этой работе, Комитет испросит Технический комитет дать свои толкования и заключения, вытекающие из работ, описанных ниже, на основе принципов, перечисленных в пункте 1. В целях обеспечения своевременного завершения рабочей программы по гармонизации, эти работы проводятся по группам товаров на основе различных глав или разделов номенклатуры Гармонизированной системы (ГС).

(I) Товары, полностью полученные в стране и минимальные операции или переработка

Технический комитет разрабатывает согласованные определения:

- товаров, которые должны рассматриваться, как полностью полученные в стране. Эта работа должна быть максимально детализирована;

- минимальных операций или способов, которые сами по себе не изменяют происхождение товара.

Результаты этой работы сообщаются Комитету в течение трех месяцев с даты получения от него запроса.

(II) Значительная переработка. Изменение тарифной классификации

- Технический комитет рассматривает и разрабатывает на основе критерия значительной переработки возможность использования понятия изменения тарифного подраздела или раздела в ходе разработки правил происхождения для конкретных товаров или групп товаров, а также, при необходимости, определяет минимальные изменения в номенклатуре, которые отвечают этому критерию.

- Технический комитет проводит разделение указанной выше работы по товарам, с учетом глав и разделов номенклатуры ГС, таким образом, чтобы представлять результаты своей работы Комитету по меньшей мере ежеквартально. Технический комитет завершит указанную работу в течение одного года и трех месяцев с даты получения запроса от Комитета.

(III) Значительная переработка. Дополнительные критерии

По завершении работы, предусмотренной в подпункте (II), по каждой товарной группе или индивидуальной категории товаров, по которым использование исключительно номенклатуры ГС не позволяет найти формулировку понятия существенной переработки, Технический комитет:

- на основе критерия существенной переработки рассматривает и изучает, возможность дополнительного или исключительного использования других требований, включая адвалорный процент*(4) и/или операции по производству или переработке*(5), при разработке правил происхождения по конкретным товарам или товарным секторам;

- может дать пояснения к своим предложениям;

- проводит разделение указанной работы по товарам, принимая во внимание главы и разделы номенклатуры ГС таким образом, чтобы предоставлять результаты своей работы Комитету по меньшей мере ежеквартально. Технический комитет завершит указанную работу в течение двух лет и трех месяцев с даты получения запроса от Комитета.

Роль Комитета

3. На основе перечисленных принципов в пункте 1:

(a) Комитет периодически рассматривает толкования и заключения Технического комитета в соответствии со сроками, предусмотренными в подпунктах (I), (II) и (III) пункта 2 (с), с целью принятия этих толкований и заключений. Комитет может обратиться к Техническому комитету с просьбой уточнить или углубить свою работу и/или разработать новые подходы. Для оказания помощи Техническому Комитету следует указать причины его запроса на дополнительные работы и, при необходимости, предложить альтернативные подходы;

(b) по завершении всей работы, указанной в подпунктах (I), (II) и (III) пункта 2 (с), Комитет рассматривает ее результаты с точки зрения их общей последовательности.

Результаты рабочей программы по гармонизации и дальнейшая работа

4. Конференция министров изложит результаты рабочей программы по гармонизации в приложении, которое будет неотъемлемой частью настоящего Соглашения*(6). Конференция министров устанавливает срок для вступления в силу этого приложения.

Приложение I

Технический комитет по правилам происхождения

КОМПЕТЕНЦИЯ

1. Постоянные функции Технического комитета включают следующее:

(a) по запросу любого члена Технического комитета изучать конкретные технические проблемы, которые возникают в повседневном применении членами правил происхождения, и давать рекомендации о соответствующих решениях на основе представленных фактов;

(b) предоставлять информацию и давать рекомендации по любым вопросам, касающимся определения происхождения товаров, которые могут быть запрошены любым членом или Комитетом;

(c) подготавливать и распространять периодические доклады по техническим аспектам функционирования настоящего Соглашения и о ходе его выполнения; и

(d) ежегодно рассматривать технические аспекты выполнения и функционирования частей II и III.

2. Технический комитет выполняет любые другие функции, которые может возложить на него Комитет.

3. Технический комитет прилагает усилия для завершения в разумно короткие сроки работ по конкретным вопросам, в особенности по вопросам, поставленным перед ним членами или Комитетом.

ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО

4. Каждый член имеет право быть представленным в Техническом комитете. Каждый член может назначить одного представителя и одного или нескольких заместителей, чтобы представлять его в Техническом комитете. Любой член, представленный таким образом в Техническом комитете, именуется в настоящем Приложении как "член" Технического комитета. Представители членов Технического комитета могут приглашать советников на заседания Комитета. Секретариат ВТО может также участвовать в работе этих заседаний в качестве наблюдателя.

5. Члены СТС, которые не являются членами ВТО, могут быть представлены на заседаниях Технического комитета одним представителем или одним или несколькими заместителями. Эти представители участвуют в работе заседаний Технического комитета в качестве наблюдателей.

6. С согласия председателя Технического комитета, Генеральный секретарь СТС (далее в данном Приложении - "Генеральный секретарь") может приглашать на заседания Технического комитета, в качестве наблюдателей, представителей правительств, которые не являются ни членами ВТО, ни членами СТС, и представителей международных правительственных и торговых организаций.

7. Имена представителей, их заместителей и советников, назначенных для участия в заседаниях Технического комитета, сообщаются Генеральному секретарю.

ЗАСЕДАНИЯ

8. Технический комитет созывается по мере необходимости, но не реже одного раза в год.

ПРОЦЕДУРЫ

9. Технический комитет избирает своего председателя и вырабатывает свои собственные процедуры.

Приложение II

Совместная декларация по вопросу о преференциальных правилах происхождения

1. Признавая, что некоторые члены применяют преференциальные правила происхождения, отличные от непреференциальных правил происхождения, члены настоящим договариваются о следующем.

2. Для целей настоящей Совместной декларации под преференциальными правилами происхождения понимается совокупность законов, нормативных актов и решений административных органов общего применения, используемых любым членом, чтобы определить, могут ли товары пользоваться преференциальным режимом на основе договорных или автономных торговых режимов, которые дают основания предоставить тарифные преференции, выходящие за рамки применения пункта 1 статьи I ГАТТ 1994 г.

3. Члены договариваются обеспечить следующее:

(a) когда они устанавливают административные правила общего применения, они должны четко формулировать требования, подлежащие выполнению. В частности:

(I) в случаях, когда применяется критерий изменения тарифной классификации, такие преференциальные правила происхождения и любые исключения из правил должны четко указывать подраздел или раздел тарифной номенклатуры, на которую ссылаются правила;

(II) в случаях, когда применяется критерий адвалорного процента, в преференциальных правилах происхождения должен также указываться метод расчета этого процента;

(III) в случаях, когда предписан критерий на основе операций по производству или переработке, должна быть точно указана операция, которая определяет преференциальное происхождение;

 (b) их преференциальные правила происхождения базируются на позитивном критерии. Преференциальные правила происхождения, которые указывают признаки, не определяющие преференциального происхождения (негативный критерий), разрешается применять для пояснения позитивного критерия или в отдельных случаях, когда позитивное определение преференциального происхождения не является необходимым;

(c) их законы, инструкции, судебные решения и административные правила общего применения, относящиеся к преференциальным правилам происхождения, публикуются, как если бы они подпадали под положения пункта 1 статьи X ГАТТ 1994 г. и в соответствии с ними;

(d) по запросу экспортера, импортера или любого лица, имеющего основательные мотивы, оценка преференциального происхождения товара сообщается в возможно короткие сроки, но не позднее чем через 150 дней*(7) после поступления запроса на такую оценку, при условии, что были сообщены все необходимые сведения о товаре. Запросы на такие оценки принимаются до начала торговли данным товаром и в дальнейшем могут приниматься в любое время. Такие оценки остаются в силе в течение трех лет, если факты и условия, включая преференциальные правила происхождения, на основе которых они были сделаны, остаются сравнимыми. При условии предоставления заблаговременной информации заинтересованным сторонам, такие оценки не будут больше действительны, если в ходе рассмотрения, предусмотренного подпунктом (f), принимается решение, противоречащее этой оценке. Такие оценки должны быть общедоступны, при условии соблюдения положений подпункта (g).

(e) при внесении изменений в свои преференциальные правила происхождения или введении новых преференциальных правил происхождения, такие изменения не имеют обратной силы, как это определено в их законах и нормативных актах и без ущерба для них;

(f) любое административное действие, которое они предпринимают в отношении определения преференциального происхождения, может быть в самые короткие сроки пересмотрено судебными, арбитражными или административными органами или в соответствии с процедурами, независимыми от органов власти, которые вынесли это определение, что может повлечь за собой изменение или отмену вынесенного определения;

(g) вся информация конфиденциального характера или полученная конфиденциально в целях применения преференциальных правил происхождения рассматривается соответствующими органами власти как строго конфиденциальная, при этом они не должны раскрывать ее без специального разрешения лица или правительства, предоставившего такую информацию, кроме как в той мере, в которой может потребоваться ее раскрытие в рамках судебной процедуры.

4. Члены договариваются в самые короткие сроки представлять в Секретариат свои преференциальные правила происхождения, включая список преференциальных соглашений, к которым они применяются, и судебные решения и административные постановления общего применения, относящиеся к преференциальным правилам, действующим на дату вступления в силу Соглашения по ВТО в отношении данного члена. Кроме того, члены соглашаются при первой возможности сообщать Секретариату о любых изменениях в их преференциальных правилах происхождения или о новых преференциальных правилах происхождения. Списки полученной информации, с которой можно ознакомиться в Секретариате, рассылаются последним всем членам.

*(1) Понимается, что это положение не наносит ущерба определениям, сделанным в целях объяснения выражений "отечественная отрасль производства" или "аналогичные товары отечественной отрасли" или подобных выражений, где бы они ни применялись.

*(2) В отношении правил происхождения, применяемых для правительственных закупок, это положение не создает дополнительных обязательств помимо уже принятых членами по ГАТТ 1994 г.

*(4) Если предусмотрен критерий адвалорного процента, то в правилах происхождения должен быть также указан метод расчета этого процента.

*(5) Если предусмотрен критерий, на основе операции по производству или переработке, то должна быть точно указана операция, которая определяет происхождение данного товара.

*(6) Одновременно рассматривается вопрос о договоренностях, касающихся урегулирования разногласий относительно таможенной классификации.

*(7) В отношении запросов, сделанных в течение первого года с даты вступления в силу Соглашения по ВТО, от членов требуется лишь давать такие оценки в возможно короткие сроки.


© «Buhuz.ru»
Все права защищены.
При перепечатке и другом использовании материалов ссылка на сайт buhuz.ru обязательна.