Экологические (природоохранные) стандарты - Environmental standards -
нормы, обеспечивающие охрану окружающей среды. Правила ВТО не распространяются
на политику в области защиты природы, однако некоторые положения ВТО
предусматривают использование торговых мер в природоохранных целях, в том числе
мер, принимаемых в соответствии с многосторонними соглашениями об охране
окружающей среды. Страны-члены ВТО независимы в определении экологических целей,
однако они обязаны обеспечивать их достижение при помощи мер, совместимых с
положениями вышеупомянутых многосторонних соглашений, в частности, в
регламентации подхода к национальной и импортной продукции. Природоохранное
законодательство должно, в соответствии с принципами ВТО, отдавать предпочтение
мерам, в минимальной степени нарушающим торговлю, при условии их достаточности
для обеспечения удовлетворительного уровня защиты окружающей среды. Принятие
принципа прозрачности представляет собой первый шаг, направленный на то,
чтобы торговая политика и природоохранное регулирование разрабатывались и
применялись на основе взаимной поддержки. Вопрос об экологических стандартах в
той или иной степени затрагивается в соглашениях по техническим барьерам в
торговле и санитарным и фитосанитарным мерам, в которых однозначно
признается право стран определять цели в области охраны природы.
Соглашение по
сельскому хозяйству освобождает экологические программы от обязательств
данной страны по уменьшению субсидий, в то время как в Соглашении по субсидиям и
компенсационным мерам допускается предоставление субсидий в размере 20% от
затрат предприятия в связи с адаптацией к требованиям природоохранных
стандартов. Несмотря на то, что согласно принципам ВТО природоохранные меры не
должны перерастать в скрытое ограничение международной торговли, ряд развитых
стран обвиняет страны с менее жесткими экологическими стандартами в
"экологическом демпинге" (экспорте товаров, произведенных с нарушением норм
охраны окружающей среды и, следовательно, ущербом для экологии) и на этом
основании угрожает ограничить ввоз соответствующих товаров. Во время встречи в Марракеше (1994 год) министры стран-участниц ГАТТ, одобряя результаты
Уругвайского раунда, решили создать Комитет по торговле и окружающей среде. Подготовительная работа, проводящаяся этим Комитетом, пока не дала
ощутимых результатов, которые позволили бы странам начать многосторонние
переговоры по выработке свода международных правил в этой области. Проблема
взаимосвязи между природоохранным регулированием и торговой политикой вызывает
острую полемику в рамках ВТО. Так, страны ЕС предлагают внести в повестку дня
нового раунда многосторонних торговых переговоров торгово-экологическую
проблематику, в то время как некоторые развивающиеся страны категорически
возражают против этого предложения.
|