Импортные контракты
подлежат учету в банках по месту открытия предприятиями депозитных счетов до
востребования в иностранной валюте. При наличии нескольких депозитных счетов до
востребования в иностранной валюте в разных коммерческих банках импортные
контракты должны учитываться в тех банках, через которые будет проходить оплата
контрактов.
Порядок учета импортных
контрактов в уполномоченных банках описан в Методических указаниях по
регистрации импортных контрактов в уполномоченных банках (Приложение к
Письму ЦБ от 18.08.1998 г. № 1318/3003).
Учет импортных контрактов,
осуществляемых за счет собственных средств, регулируется Положением о порядке
постановки на учет и оплаты импортных контрактов за счет собственных валютных
средств хозяйствующих субъектов, зарегистрированным МЮ 4.10.2005 г. № 1514. Он
распространяется на импортные контракты, предусматривающие ввоз товаров на
таможенную территорию Узбекистана без обязательства об их обратном вывозе и
импорт работ (услуг), под которым понимается выполнение работ и оказание услуг
юридическим или физическим лицом иностранного государства хозяйствующему
субъекту Узбекистана независимо от места их выполнения или оказания.
Не подлежат учету в
уполномоченных банках на основании пункта 2.4 Порядка таможенного оформления
товаров и продукции производственно-технического назначения для свободного
обращения на таможенной территории Республики Узбекистан, зарегистрированного МЮ
РУз 11.08.1998 года № 472 учредительные договоры (уставы), контракты,
соглашения, не предусматривающие оплату за товары, ввозимые в целях:
- формирования или
пополнения уставного фонда (для предприятий с участием иностранного капитала);
- осуществления поставки в
рамках технической или гуманитарной помощи, на безвозмездной основе.
Для регистрации импортных
контрактов в банк представляются следующие документы:
Документы, представляемые для постановки на учет
в уполномоченном банке
заявление |
оригинал контракта и его копия |
паспорт импортной сделки (в трех экземплярах) |
сертификат о регистрации импортных контрактов в МВЭСИТ (по контрактам,
подлежащим регистрации в МВЭСИТ) |
копии соглашений при импорте товаров, ввозимых в рамках
межправительственных и кредитных соглашений, заключенных от имени
правительства Республики Узбекистан или под его гарантии |
Банк проверяет следующие
обязательные условия контрактов:
- реквизиты инопартнера
(страна и полное наименование поставщика, наименование обслуживающего банка,
номера счетов);
- условия проведения
расчетов и др.
Авансовые платежи
производятся в соответствии с условиями импортного контракта после его
постановки на учет в таможенных органах по месту государственной регистрации
импортера. Последующие платежи производятся после таможенного оформления
поступившего товара в режим “выпуск в свободное обращение” при представлении в
банк оригинала карточки ввоза товара с записями таможенной службы о поступлении
товара.
Оплата импортных контрактов
по работам и услугам, выполненным нерезидентами, производится не позднее
следующего рабочего дня после представления импортером документов: актов
выполненных работ, инвойсов, счетов-фактур и т. д. с указанием в паспортах
импортных сделок суммы и даты перечисления средств.
При возврате средств по
авансовым платежам или в случаях недопоставки товаров по импортным контрактам
сумма комиссионного вознаграждения банка-корреспондента, уплачиваемая за счет
средств импортера, должна учитываться как расход импортера, а не как дебиторская
задолженность.
Контракты,
подлежащие регистрации в МВЭСИТ, проверяются в уполномоченном банке на предмет
наличия соответствующего штампа на каждом листе оригинала контракта и подписи
начальника управления МВЭСИТ, а также присвоенного идентификационного номера.
Паспорт импортной сделки
(паспорт) необходим для контроля за использованием валютных средств по контракту
и регистрируется в банке по месту открытия валютного счета. Оформление паспорта
регулируется Положением об учете контрактов по импортным операциям и
осуществлении контроля за их исполнением (Приложение № 1 к Постановлению КМ РУз
от 13.03.1996 г. № 95).
Паспорт оформляется по
каждому контракту, заключенному предприятием-импортером, и подписывается
руководителем предприятия, являющимся распорядителем денежных средств по счету.
Он готовится в трех экземплярах: первый экземпляр остается у
предприятия-импортера, второй хранится в делах таможни, третий - в
уполномоченном банке.
Форма паспорта содержит
следующие основные положения:
- в строке 1 - полное
наименование импортера, его адрес, телефон и факс;
- в строке 2 - код ОКПО
импортера;
- в строке 3 - наименование
уполномоченного банка, принявшего контракт на учет;
- в строках 4, 5 и 6 -
полное наименование иностранного поставщика, страна, местонахождение и адрес;
- в строке 7 - номер и дата
подписания контракта;
- в строке 8 - сумма
платежа за приобретаемый товар (работы, услуги);
- в строке 9 - наименование
валюты, в которой должен быть осуществлен платеж;
- в строке 10 - количество
и вид товара;
- в строке 11 - форма
расчетов (аккредитив, инкассо, перевод и т.п.);
- в строке 12 - сроки
поставки импортного товара согласно контракту;
- в строке 13 - сведения о
фактическом поступлении товара - номер ГТД, - количество - "графа 38 ГТД",
стоимость в иностранной валюте - "графа 22 ГТД", вид валюты. Импортируемые
товары должны поступать в сроки, предусмотренные контрактом;
- в строке 14 банком
указывается перечисление средств (сумма, вид платежа и дата);
- строки 15, 16, 17
заполняются в соответствии с подписанным кредитным соглашением.
Паспорт импортной сделки
заполняется четким разборчивым почерком, копии паспортов подписываются
ответственными лицами таможенных служб, уполномоченного банка и импортером и
заверяются печатями.
Ответственность за
достоверность сведений, указанных в паспорте, и их соответствие условиям
контракта несет предприятие-импортер.
Банк должен рассмотреть
документы, представленные для регистрации контракта, в срок не более 2 дней.
Банк проверяет соответствие данных паспорта условиям контракта, а также сверяет
подписи на паспорте с подписями в карточке образцов. После проверки банк
подписывает и скрепляет печатью (штампом) экземпляры паспорта импортной сделки.
Первые два экземпляра паспорта возвращаются предприятию - импортеру. Неправильно
оформленные паспорта возвращаются на доработку с обоснованием причин отказа в
регистрации.
Банк, зарегистрировавший
импортный контракт, должен присвоить ему идентификационный номер в соответствии
с Положением о порядке присвоения идентификационных номеров внешнеторговым
контрактам, зарегистрированным МЮ 21.05.2004 г. № 1365.
Регистрация импортного
контракта в банке завершается его парафированием, то есть на каждом листе
оригинала контракта, его копии и паспорте импортной сделки проставляется штамп
банка и подпись начальника подразделения по учету и контролю за исполнением
экспортно-импортных контрактов.
В течение 7 рабочих дней
после регистрации контракта в банке предприятие-импортер должен представить два
экземпляра паспорта с отметкой банка в отделы валютного контроля таможенного
органа по месту государственной регистрации предприятия-импортера. Отделы
валютного контроля в течение 2 дней должны рассмотреть документы и после их
регистрации вернуть импортеру первый экземпляр Паспорта.
При ввозе товаров первый
экземпляр Паспорта подается вместе с ГТД и другими документами таможенным
службам, осуществляющим таможенное оформление. При отсутствии расхождений между
документами (контрактом, паспортом, ГТД, сертификатом соответствия) должностное
лицо таможенной службы подписывает первый и второй (находящийся у таможенного
органа) экземпляры паспорта с указанием номера ГТД, количества и стоимости
поступившего товара и скрепляет их своей личной номерной печатью или штампом.
При этом в таможенных органах не подлежат учету контракты, предусматривающие
импорт работ (услуг), за исключением контрактов, предусматривающих одновременно
импорт товаров, работ и услуг.
Первый экземпляр паспорта
вместе с карточкой ввоза товаров, заверенной таможенной службой, передается
предприятию-импортеру, который в свою очередь должен представить их в банк в
течение 10 дней с даты поступления товара
(см.
пример
карточки ввоза товаров).
На основании карточки ввоза
товаров банк заносит в свой экземпляр паспорта информацию о поступлении товара
по контракту и перечисляет валютные средства за поступивший товар.
После перечисления средств
импортером поставщику товаров банк производит соответствующую запись в первом и
третьем экземплярах паспорта с указанием суммы и даты перечисления средств.
При изменении условий
контракта, затрагивающих сведения, которые ранее были указаны в паспорте,
импортер в десятидневный срок с даты внесения указанных изменений, но не позднее
представления к таможенному оформлению импортируемых товаров должен представить
в банк паспорт с дополнениями и изменениями к контракту, оформление которого
осуществляется в порядке, установленном законодательством. Соответственно, в
таможенные органы должен быть представлен переоформленный паспорт, подписанный и
скрепленный печатью (штампом) банка.
Следует также отметить, что
при регистрации импортных контрактов, не подлежащих регистрации в МВЭСИТ, банки
могут порекомендовать провести экспертизу импортных контрактов на соответствие
их качеству, количеству и уровню цен в специализированных консалтинговых фирмах
и/или в Республиканском центре по изучению конъюнктуры товарных рынков. Но это
не обязательная процедура, а только рекомендация, и право принимать решение по
этому вопросу остается за предприятием-импортером.
|