Учет материалов с
использованием оборотных ведомостей
Возможны два варианта учета
материалов с использованием оборотных ведомостей:
- с ведением карточек учета
материалов,
- без ведения карточек
учета материалов.
В бухгалтерской службе
ведутся карточки учета материалов, которые открываются на каждое наименование
(номенклатурный номер) материалов.
В карточках бухгалтер
отражает движение материалов (приход, расход) на основании первичных учетных
документов (приходных, расходных, на внутренние перемещения), сдаваемых в
бухгалтерскую службу складами и подразделениями.
Таким образом, в
бухгалтерской службе дублируется складской учет с той лишь разницей, что в
бухгалтерской службе ведется количественный и суммовой учет, а на складах и
подразделениях - только количественный учет.
В карточках учета
материалов ежемесячно выводятся обороты за месяц и остатки на начало следующего
месяца.
На основании карточек в
бухгалтерской службе ежемесячно составляются оборотные ведомости материалов
отдельно по каждому складу и подразделению.
В оборотных ведомостях
указываются:
- номенклатурный номер
материала (в случае его наличия);
- наименование материала с
указанием отличительных признаков (сорт, артикул, размер, марка и т.д.);
- единица измерения;
- цена;
- остаток на начало месяца
- количество и сумма;
- приход за месяц -
количество и сумма;
- расход за месяц -
количество и сумма;
- остаток на конец месяца -
количество и сумма.
В каждой оборотной
ведомости выводятся итоги сумм по каждой странице, по группам материалов, по
счетам и общий итог по складу (подразделению).
Группировка материалов по
счетам бухгалтерского учета должна обеспечиваться системой кодирования
номенклатурных номеров материалов, которые должны содержать соответствующие
отличительные признаки.
На основе указанных
оборотных ведомостей составляется сводная оборотная ведомость, в которую
переносятся итоги оборотных ведомостей складов и подразделений по группам,
счетам, по складам и подразделениям в целом.
Отдельно учитывается
движение (образование и распределение) и остатки транспортно - заготовительных
расходов.
Сводные оборотные ведомости
сверяются с данными учета материалов.
Кроме того, ежемесячно
производится сверка данных в карточках, ведущихся в бухгалтерской службе, с
данными в карточках складов и подразделений.
По варианту учета
материалов без ведения карточек аналитического учета все приходные и расходные
документы группируются по номенклатурным номерам, по ним подсчитываются итоговые
данные за месяц по приходу и отдельно по расходу, которые записываются в
оборотную ведомость.
Оборотные ведомости и
сводные оборотные ведомости ведутся так же, как в первом варианте. Остатки в
оборотных ведомостях сверяются с остатками, выведенными в карточках складов и
подразделений и Главной книгой.
Сальдовый метод учета
материалов
Сальдовый метод учета
материалов заключается в том, что в бухгалтерии предприятия не ведется
количественный и суммовой учет движения (прихода и расхода) материалов в разрезе
их номенклатуры и не составляются оборотные ведомости по номенклатуре
материалов.
Учет движения материалов
ведется в разрезе групп, балансовых счетов материалов бухгалтерской службой
только в денежном выражении, определяемом исходя, как правило, из учетных цен.
Отдельно учитываются
движение (образование и распределение) и остатки транспортно - заготовительных
расходов.
Материально ответственные
лица складов (подразделений) на основании первичных документов ведут
количественный учет материалов в карточках или книгах складского учета. Если в
бухгалтерской службе учет материалов ведется по сальдовому методу, карточки
заполняются по форме оборотной ведомости, с указанием по каждой операции по
приходу и расходу цены, количества и суммы, остатки выводятся соответственно по
количеству и сумме.
Сотрудник, ведущий
бухгалтерский учет материалов по данному складу (подразделению), принимает
первичные учетные документы от материально ответственных лиц, проверяет их,
сверяет с документами каждую запись в карточках (книгах) складского учета и
подтверждает это своей подписью непосредственно на карточках (книгах).
Одновременно проверяет правильность выведения остатков.
Количественные остатки
материалов на первое число каждого месяца на основании выверенных карточек
(книг) складского учета по каждому номенклатурному номеру переносятся в
сальдовую ведомость (или сальдовую книгу) сотрудником бухгалтерской службы или
заведующим складом.
По отдельным складам
(кладовым, подразделениям) в качестве сальдовой ведомости может использоваться
ведомость остатков материалов, представляемых этими складами (кладовыми,
подразделениями) вместе с первичными учетными документами.
Остатки материалов,
записанных в сальдовой ведомости, таксируются по каждому номенклатурному номеру.
Суммы остатков записываются в следующей графе сальдовой ведомости. Затем
выводятся суммовые итоги остатков по группам материалов, субсчетам,
синтетическим счетам и общий итог по складу (подразделению) в целом.
Сальдовая ведомость
составляется по той же форме, что и оборотная ведомость, за исключением оборотов
(прихода и расхода), и хранится в бухгалтерской службе.
В сальдовой ведомости
указываются:
- номенклатурный номер
материала (в случае его наличия);
- наименование материала с
указанием отличительных признаков (сорт, артикул, размер, марка и т.д.);
- единица измерения;
- цена;
- остаток на начало месяца
- количество и сумма;
- остаток на конец месяца -
количество и сумма.
Целесообразно вести
сальдовую ведомость (книгу) по многографной форме, на 6 месяцев или на год. В
сальдовой ведомости для записи остатков на начало каждого месяца (на 1 января, 1
февраля и т.д.) отводится две графы; в первой графе записывается количество, во
второй графе - сумма.
На основании указанных
сальдовых ведомостей составляется сводная сальдовая ведомость, в которую
переносятся итоги сальдовых ведомостей складов и подразделений (мест хранения)
по группам материалов, по счетам и по соответствующим складам, подразделениям
(местам хранения) в целом.
Сальдовые ведомости и
сводные сальдовые ведомости ежемесячно сверяются с данными учета материалов.
Предприятия могут применять
оба метода аналитического учета материалов, когда по одним складам и
подразделениям применяется оборотный метод, а по другим - сальдовый. Оборотный и
сальдовый методы учета применяются, как правило, при ведении учета вручную.
Автоматизированный учет
материалов
При бухгалтерском учете
материалов с использованием средств вычислительной техники данные, показывающие
движение материалов по счетам учета, отражаются непосредственно в результате
обработки первичных учетных документов (приемных актов, накладных, требований и
т.п.). В этом случае накопительные ведомости по приходу и расходу материалов
могут не составляться.
При автоматизированном
учете материалов в ведомостях отражаются обороты и остатки по каждому
номенклатурному номеру материалов по количеству и сумме. Ведомости составляются
в двух экземплярах - для бухгалтерской службы и склада (подразделения).
Применение предприятием
программ автоматизации учетных работ должно обеспечить формирование необходимых
регистров бухгалтерского учета материалов, основными из которых могут быть:
- оборотная ведомость
движения материалов по номенклатурным номерам в разрезе складов, подразделений,
мест хранения;
- ведомость расхода
материалов по заказам, сериям, переделам, другим калькуляционным единицам;
- оборотная ведомость по
материалам, находящимся в пути.
|