Счетчики

 

Поиск:
 

 

Партнёры

 
Бухгалтерский учет готовой продукции - Оформление операций по отгрузке готовой продукции

Порядок оформления накладной

Отпуск готовой продукции покупателям (заказчикам) осуществляется на основании соответствующих первичных учетных документов - накладных. В качестве типовой формы накладной может использоваться накладная на отпуск материалов на сторону (форма № М-15).

Предприятия различных отраслей производства могут применять специализированные формы накладных и других первичных учетных документов, оформляемых при отпуске готовой продукции. При этом указанные документы должны содержать обязательные реквизиты, предусмотренные Законом "О бухгалтерском учете".

Кроме того, накладная должна содержать дополнительные показатели, такие как основные характеристики отгружаемой (отпускаемой) продукции (товара), в т.ч. код продукции (товара), сорт, размер, марку и т.п., наименование структурного подразделения организации, отпускающего готовую продукцию, наименование покупателя и основание для отпуска.

Основанием для оформления накладной на отпуск готовой продукции на складе, в отдельных случаях непосредственно в подразделениях организации (при отгрузке крупногабаритных грузов, а также грузов, требующих особые условия транспортировки, по другим причинам), является:

- распоряжение руководителя предприятия или уполномоченного им лица;

- договор с покупателем (заказчиком).

Накладная на отпуск материалов на сторону (либо иной аналогичный первичный учетный документ) должна выписываться в количестве экземпляров, достаточном для осуществления контроля за отгрузкой (вывозом) готовой продукции.

Для этой цели может быть использована (как один из вариантов) следующая схема движения первичных учетных документов:

- на складе готовой продукции или в отделе сбыта (другом аналогичном подразделении) выписывается 4 экземпляра накладной;

- 4 экземпляра накладной передаются в бухгалтерскую службу для записи в журнале регистрации накладных на отпуск готовой продукции и подписи их главным бухгалтером или лицом, им на то уполномоченным;

- бухгалтерской службой подписанные накладные возвращаются в отдел сбыта (другое аналогичное подразделение), где один экземпляр остается у материально ответственного лица (кладовщика) как оправдательный документ на отпуск готовой продукции со склада, второй служит основанием для выписки счета - фактуры, третий и четвертый экземпляры накладной передаются получателю (покупателю) готовой продукции. На всех экземплярах накладной получатель (покупатель) обязан поставить подпись, удостоверяющую факт передачи ему готовой продукции;

- при вывозе готовой продукции через пропускной пункт (проходную) один экземпляр (четвертый) накладной остается в службе охраны, один из экземпляров (третий) - у получателя в качестве сопроводительного документа на груз (готовую продукцию);

- служба охраны регистрирует накладные на вывозимую готовую продукцию в журнале регистрации грузов и передает их в бухгалтерскую службу по описи. Бухгалтерская служба делает отметки о вывозе в журнале регистрации накладных на вывоз (продажу) готовой продукции;

- бухгалтерская служба совместно с другими подразделениями (отдел сбыта, служба охраны и т.п.) систематически осуществляет выверку данных об отпущенной со склада готовой продукции и других материальных ценностей с данными об их фактическом вывозе путем сопоставления данных соответствующих граф в журнале регистрации накладных на отпуск готовой продукции с накладными.

На основании накладных на отпуск готовой продукции и иных аналогичных первичных учетных документов предприятие (как правило, отдел сбыта) выписывает счета - фактуры по установленной форме в 2-х экземплярах не позднее даты отгрузки ценностей. Первый экземпляр представляется поставщиком покупателю, второй экземпляр счета-фактуры остается у поставщика.

Порядок заполнения счета-фактуры

Предприятия, которые осуществляют оборот, облагаемый налогом на добавленную стоимость, и оборот, освобожденный от данного налога, а также юридические лица, не являющиеся плательщиками налога на добавленную стоимость, обязаны выставить лицу, получающему товары (работы, услуги) счет-фактуру установленной формы.

В некоторых случаях, взамен счета-фактуры выставляются документы их заменяющие.

Документы, заменяющие счета-фактуры

Виды операций

Документ

Перевозка пассажиров

Проездные билеты

Реализация товаров (работ, услуг) населению за наличный расчет

Чек контрольно-кассовой машины с фискальной памятью, чек терминала***, квитанции

Экспорт товаров

Грузовая таможенная декларация

Импорт товаров

Грузовая таможенная декларация (ГТД);

Декларация таможенной стоимости (ДТС);

Корректировка таможенной стоимости (КТС);

Платежные документы, подтверждающие фактическую уплату налога на добавленную стоимость

Передача имущества по договору финансовой аренды (включая лизинг)

Акт приема-передачи*, за исключением возникновения обязательств по уплате НДС

Банковские операции

Выписка из лицевого счета клиента

Услуги по страхованию

Договор поручения и (или) страховой полис

Выполнение работ, услуг

Документы, подтверждающие фактическое выполнение работ (оказание услуг), при наличии информации**, предъявляемой к счету-фактуре

*) Счет - фактура также не выписывается на каждый арендный (лизинговый) платеж, оформленный соответствующими документами (график арендных (лизинговых) платежей, являющийся составной частью договора финансовой аренды; счет; письменное уведомление, направленное арендатору (лизингополучателю) на уплату арендных (лизинговых) платежей и т.п.).

**) К сведениям, подлежащим отражению в счете-фактуре относятся:

- порядковый номер и дата выписки счета-фактуры;

- номер и дата товарно-отгрузочных документов или договора, к которым прилагается счет-фактура;

- наименование, местонахождение (почтовый адрес) и идентификационный номер налогоплательщика и покупателя товаров (работ, услуг);

- наименование реализуемых товаров, выполненных работ, оказанных услуг и единицы измерения (при возможности их указания);

- количество (объем) реализуемых товаров, выполненных работ, оказанных услуг по счету-фактуре исходя из единиц измерения (при возможности их указания);

- цена (тариф) на единицу измерения по договору (контракту) без учета налога на добавленную стоимость, а в случае применения государственных регулируемых цен (тарифов), включающих в себя налог на добавленную стоимость, - с учетом суммы налога на добавленную стоимость;

- стоимость всего количества (объема) реализуемых товаров, выполненных работ, оказанных услуг без налога на добавленную стоимость;

- ставка и сумма акцизного налога по подакцизным товарам;

- ставка и сумма налога на добавленную стоимость, предъявляемые покупателю товаров (работ, услуг);

- стоимость всего количества (объема) реализуемых товаров, выполненных работ, оказанных услуг с учетом акцизного налога по подакцизным товарам и налога на добавленную стоимость.

***) Чеки терминалов, выдаваемые хозяйствующими субъектами при реализации товаров и услуг с использованием пластиковых карточек, а также выписки транзакции ("электронные чеки") систем розничных платежей электронной коммерции, подтвержденные электронной цифровой подписью в порядке, предусмотренном законодательством, приравниваются к квитанциям, талонам, билетам и другим приравненным к ним документам, подтверждающим оплату товаров и услуг.

В случае предварительной оплаты (аванс) предстоящей поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, выписываемый в таких случаях счет не является счетом-фактурой.

Юридические лица, не являющиеся плательщиками налога на добавленную стоимость, а также осуществляющие оборот, освобожденный от налога на добавленную стоимость, сумму налога на добавленную стоимость в счете-фактуре (графы 8, 9) не указывают и ставят штамп (делают надпись) "без налога на добавленную стоимость".

Предприятия, не являющиеся плательщиками акцизного налога в счете - фактуре (графы 6, 7) ставку и сумму акцизного налога не указывают и ставят штамп (или делают надпись) "без акцизного налога".

Счет-фактура выписывается на дату совершения оборота по реализации товаров (работ, услуг).

Однако, предприятия - плательщики НДС при осуществлении оборотов по реализации электрической энергии, воды, газа, услуг связи, коммунальных услуг, железнодорожных перевозок, транспортно-экспедиторское обслуживание, банковские операции, а также бесперебойные поставки товаров (работ, услуг), облагаемые налогом на добавленную стоимость, выписывают счет-фактуру один раз на последнее число отчетного периода.

Стоимость товаров (работ, услуг) и сумма налога на добавленную стоимость в счете-фактуре указываются в национальной валюте.

В случаях, когда условиями заключенных договоров цены на товары (работы, услуги) устанавливаются в иностранной валюте, предприятия выписывают счет-фактуру в иностранной валюте с одновременным отражением в национальной валюте, пересчитанной по курсу, установленному ЦБ на дату выписки счета-фактуры.

Для предприятий-плательщиков налога на добавленную стоимость счет-фактура является основанием для отнесения налога на добавленную стоимость в зачет.

При корректировке налогооблагаемой базы поставщиком товаров (работ, услуг) в сторону увеличения (уменьшения) составляется новый счет-фактура, который подтверждается получателем указанных товаров (работ, услуг). Новый счет-фактура выписывается с отметкой "взамен ранее выписанного счета-фактуры".

Счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером и заверяется печатью предприятия. На практике некоторые руководители вместо личной подписи используют факсимиле, объясняя это тем, что процедуры подписания - это техническая работа, занимающая при этом очень много времени. Следует отметить, что это является нарушением Закона “О бухгалтерском учете”. Обязательными реквизитами первичных учетных документов являются:

- наименование предприятия (учреждения);

- наименование и номер документа, дата и место его составления;

- наименование, содержание и количественное измерений хозяйственной операции (в натуральном и денежном выражении);

- личные подписи ответственных лиц.

Факсимиле - это точное воспроизведение подписи, рукописи и т.д., но никак не личная подпись. Поэтому заменять личную подпись на факсимиле не следует.

Счет-фактуру могут подписывать и другие сотрудники предприятия. Но для этого следует издать приказ о назначении лиц, имеющих право подписывать счета-фактуры.

За отражение в счете-фактуре налога на добавленную стоимость при реализации товаров (работ, услуг) поставщиками, не являющимися плательщиками налога на добавленную стоимость, предусмотрен штраф в размере 20% от суммы налога на добавленную стоимость, указанной в счете-фактуре. При этом поставщик обязан уплатить в бюджет сумму налога, указанную в счете-фактуре.

К покупателям товаров (работ, услуг) штрафные санкции не применяются, и перерасчет с бюджетом по налогу на добавленную стоимость они не производят.

Предприятия, выписывающие и производящие отгрузку ценностей только по счету-фактуре (заменяют накладные), должны сделать отметку в счете-фактуре о “получении товара по доверенности”.

При выписке помимо счетов-фактур на поставку товаров накладных отметка о “получении по доверенности” в счете-фактуре не заполняется. Эта отметка не заполняется также по выполненным работам, оказанным услугам, по которым фактическое их получение подтверждается актами, справками или другими аналогичными документами.

Плательщики налога на добавленную стоимость обязаны вести реестр поступивших и выставленных счетов-фактур.

В случае получения счетов-фактур от одного и того же поставщика на регулярной основе в течение отчетного периода (месяца, квартала) в Реестре данный поставщик может указываться одной строкой, где в столбце "Номер и дата счета-фактуры" перечисляются все счета-фактуры (номера и даты), а в столбце "Сумма" указывается общая сумма за отчетный период (месяц и квартал).


© «Buhuz.ru»
Все права защищены.
При перепечатке и другом использовании материалов ссылка на сайт buhuz.ru обязательна.